Читая «Дневник Кости Рябцева»: школьная действительность 1920‐х гг. глазами историка

Авторы

  • Александр Рожков Кубанский государст­венный университет (Краснодар)

Аннотация

В статье дается научный комментарий историка к социально-историческому контексту послереволюционной эпохи и облике школы 1920‐х гг., описанных в повести Н. Огнева «Дневник Кости Рябцева». Рассмотрена концепция новой советской многоукладной школы, одной из задач которой было формирование «нового человека». Дана оценка классовому подходу при наборе в школу, «вычищении» из нее детей социально «чуждого» происхождения, оплате обучения. Иссле­дован характер методических экспериментов (комплексный метод, программы ГУС, Дальтон-план, метод проектов и др.). Проведен анализ системы ученического самоуправления, роли и места пионерских и комсомольских организаций в жизни школы. Делается вывод о высокой степени достоверности литературного произведения Н. Огнева, которое с полным основанием следует рассматривать
в качестве надежного исторического источника о школе и учащихся в 1920‐е гг.


Ключевые слова: «Дневник Кости Рябцева», Николай Огнев, школа 1920‐х гг., педагогические эксперименты, ученическое самоуправление, «новый человек»

Загрузки

Как цитировать

Рожков, А. (2017). Читая «Дневник Кости Рябцева»: школьная действительность 1920‐х гг. глазами историка. Детские чтения, 12(2), 298–324. извлечено от https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/287

Выпуск

Раздел

"Дневник Кости Рябцева": три измерения