Прежде «метафизики детства»

  • Ирина Николаевна Арзамасцева Московский педагогический государственный университет

Аннотация

Попытки оторваться от психолого-педагогического дискурса, в котором много заимствований из христианской этики, начали предприниматься со второй половины XIX в. Когда Ч. Р. Дарвин предложил взглянуть на предмет чуть ли не глазами Аристотеля и К. Линнея и признать в ребенке существо биологическое, был сделан первый шаг с проторенного пути — в область естествознания и, позже, социологии. Марксисты, фрейдисты, ницшеанцы, символисты предлагали поражающие воображение концепции детства, в которых мифологизирующая мысль пыталась удержаться на грани наукой допустимого понимания. Как ни далек сам по себе дарвинизм от русского трансцедентализма, соединить новую науку о жизни и старую веру в Божественное мироустройство хотели многие. Однако не хватало соединительных элементов, поэтому в ход пошли новейшие данные по истории, этнографии, фольклористике. Кризис школы в ХХ в. еще не значит обязательное ее падение в ХХI-м, однако представлять себе иные модели образования полезно. Полагаю, что компьютерные технологии в их нынешнем состоянии все‐таки не сыграют решающей роли, хотя и модернизируют квадратно-гнездовую модель школы.

Опубликован
2018-02-18
Раздел
Исследования и материалы