Вето на табу: детская литература как пространство дискуссии

Авторы

  • Евгения Лекаревич Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-357-370

Аннотация

Обзор посвящен зарубежным исследованиям, анализирующим то, как в современной детской литературе рассматриваются «трудные» и ранее запретные темы: военное, этническое, семейное и сексуальное насилие (в частности – Холокост), самоповреждение (селфхарм), буллинг и пр. В обзоре освещаются основные позиции современной академической дискуссии о проблемной литературе для детей и подростков, рассматриваются соображения исследователей и практиков о перспективах работы с данными текстами в рамках школьного образования. Автор обзора обращает свое внимание как на литературоведческие статьи, посвященные жанровой проблематике, так и на эмпирические исследования, касается педагогических практик работы с данными текстами, приводит примеры экспертной оценки художественной детской книги как образовательного ресурса. Современная детская литература включает в себя множество новых тем, героев и трактовок, связанных с категориями неравенства, дискриминации и насилия, что становится предметом научного осмысления. В обзоре анализируются актуальные научные работы западноевропейских и американских исследователей (Э. Байер, К. Рейнольдс, Б. Гольдшмит-Жерлёв, А. Алтроус, К. Лелли, Л. Лопес-Роперо и др.), написанные в период с конца 1990-х гг. по 2010 г.

Ключевые слова: Холокост, семейное насилие, сэлфхарм, сексуальное насилие, буллинг, изображение травмы в детской литературе

Евгения Лекаревич

Загрузки

Опубликован

2020-06-23

Как цитировать

Лекаревич, Е. (2020). Вето на табу: детская литература как пространство дискуссии. Детские чтения, 17(1), 357–370. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-357-370

Выпуск

Раздел

Обзоры