Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal <p>Рецензируемый научный журнал, публикующий результаты исследований в области детской литературы, вопросов детского чтения, антропологии детства и смежных исследований по истории, филологии и культуре детства в России и за рубежом. Издается с 2012 года. </p> <p>В журнале, кроме научных статей, представлены рецензии, обзоры конференций, дискуссии, интервью и рецензии. Журнал публикует статьи на русском и английском языках.</p> <p><strong>Учредитель: </strong><a href="http://www.pushkinskijdom.ru/">Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН</a></p> <p><strong>Главные редакторы</strong>: <a href="https://science.urfu.ru/en/persons/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F">Мария Литовская</a> и <a href="http://pushkinskijdom.ru/nauchnye-otdely/tsentr-issledovanij-detskoj-literatury/maslinskaya-svetlana-gennadevna/">Светлана Маслинская</a></p> <p> </p> <p>Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=18671">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата филологических наук.</p> <p>Журнал включен в каталог подписки «Урал-Пресс». Подписной индекс издания – ВН018605. Оформить подписку на печатный вариант журнала можно на сайте Подписного Агентства «Урал-Пресс»: <em>https://www.ural-press.ru/catalog/98131/8754554/</em></p> <p><strong>ISSN 2304-5817 (Print)</strong></p> <p><strong>ISSN 2686-7052 (Online)</strong></p> <p>Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 74012 от 19 октября 2018 г.</p> ru-RU braunknopf@gmail.com (Svetlana Maslinskaya (Светлана Маслинская)) kirill@altlinux.org (Kirill Maslinsky (Кирилл Маслинский)) Wed, 25 Jun 2025 17:50:18 +0300 OJS 3.3.0.5 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ЖАНРЫ: УКРАИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РЕЦ. НА КН.: FIELDWORK IN UKRAINIAN CHILDREN’S LITERATURE. ED. BY M. ŚWIETLICKI, A. ULANOWICZ. NEW YORK: ROUTLEDGE, 2025 https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/657 <p>Рецензия на коллективную монографию «Fieldwork in Ukrainian Children’s Literature», вышедшую в 2025 г. под редакцией польского исследователя Матеуша Светлицкого и американской исследовательницы Анастасии Уланович, представляет собой развернутый анализ книги об украинской детской и юношеской литературе. В рецензии характеризуется структура и содержание монографии, описывается авторский коллектив, подчеркивается, что публикация этой книги является значительным вкладом в разработку обозначенной исследовательской проблемы, представляя ее в широком культурном, историческом и литературном контексте. В своих работах авторы монографии показали, что современная украинская детская литература динамично развивается, демонстрируя как влияние классических литературных традиций, так и отражение современных общественнополитических событий, таких как вооруженные конфликты, процессы изменения и формирования национальной идентичности. Хронологические и тематические рамки предмета исследований, с одной стороны, довольно широки (от традиционного фольклора до новейшей детской литературы и массовых жанров), с другой стороны, четко определены границами национальной культуры. Автор раскрывает основное содержание двенадцати статей, включенных в монографию, кратко характеризует исследовательские подходы к заявленным проблемам, обозначает теоретизирующую роль введения и заключения, что дает достаточно полное представление о рецензируемой книге.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: украинская детская литература, украинская диаспора, иллюстрация, память, война, национальная идентичность</p> Сильвия Каминьска-Мацёнг Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/657 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ В XXI ВЕКЕ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/645 <p>С момента появления первых откликов на книги для детей не утихают дискуссии о том, каким должен быть детский писатель: должен ли он оставаться «совершенным дитя» в душе, быть прежде всего педагогом и воспитателем или художником слова? Каждая эпоха выдвигала свои требования, подчас довольно противоречивые. Что значит быть детским писателей в XXI веке и как это осознается авторами, пишущими для детей сегодня, мы постарались рассмотреть в нашем небольшом исследовании.</p> Инна Сергиенко Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/645 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 РЕСАЙКЛИНГ-ЗАБВЕНИЕ: СТАБИЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КАНОНА https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/655 <p>В статье представлены результаты количественного исследования базы данных, которая была собрана на основе опубликованных ранее датасетов, связанных с российским школьным литературным каноном. Авторы рассматривают историю трансформации программ, стандартов и других официальных документов за период 1974–2024 гг. с применением компьютерных методов количественного исследования (обработка данных и количественные подсчеты производились на языке Python с использованием библиотеки Pandas). Рассматривая материал сквозь призму концепции культурного ресайклинга и выявляя его формы на стыке позднесоветского и постсоветского, авторы приходят к выводу, согласно которому уже практически ставшее классическим понимание культурного ресайклинга как возвращения в центр культурного поля того, что ранее было отодвинуто на периферию, на современном этапе не имеет широкого распространения в области школьного литературного канона. Вместе с тем оказывается, что явное возвращение школьных программ по литературе последних лет к «золотому сечению» рубежа 1970–1980-х гг. осуществляется с помощью обратного явления — ресайклинга-забвения, то есть восстановления отсутствия и замалчивания. Авторы приводят списки писателей и поэтов с указанием времени вхождения в канон или исключения из него, а также перечень тех, чье творчество на протяжении последних 50 лет составляет ядро школьного литературного канона.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: ресайклинг, постсоветская школа, литературный канон, школьный канон, школа, школьное образование, основное общее образование, среднее общее образование, стандарт, образовательная программа, рабочая программа, литература</p> Андрей Кокорин, Анна Фаттахова Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/655 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 КАК ВОЗМОЖЕН РЕСАЙКЛИНГ БУДУЩЕГО? (СЛУЧАЙ C «ЖИВЫМИ И ВЗРОСЛЫМИ» ПИСАТЕЛЯ С. Ю. КУЗНЕЦОВА) https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/656 <p>В предлагаемой статье рассматривается роман С. Ю. Кузнецова «Живые и взрослые» — одно из произведений корпуса отечественной «премиальной литературы» 2019 г., в основе которого лежит специфическая версия советской истории 1940-х и 1980-х гг. Сочетающий в себе жанровые черты школьной повести и фантастического хоррора, роман представляет собой попытку пересоздать советское отрочество, которое самому писателю когда-то пришлось пережить. В определенном смысле «Живые и взрослые» — это «автофикшн» и одновременно явление травматической постпамяти. В созданном Кузнецовым беллетризированном пространстве постпамяти доминирует топика войны, отсылающая к событиям 1941–1945 гг. Существенное отличие романа от зафиксированной документально истории состоит в том, что описываемая в нем война не заканчивается в 1940-е гг., а продолжается даже в 1980-х гг., Кузнецов представляет читателю сюжет, где война перманентна. Поэтому предпринимаемую Кузнецовым реутилизацию истории можно охарактеризовать не только как ресайклинг прошлого, но и как «проспективный ресайклинг» или «ресайклинг будущего». Этот вид переработки прошлого отличается от предполагающего избавление от негативных последствий травмы «терапевтического ресайклинга» тем, что он не способствует преодолению травматической ситуации, а, напротив, пролонгирует её.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: советское детство, тинейджеры, культурный ресайклинг, Великая Отечественная война, школьная повесть, хоррор, русская литература, постпамять, травма</p> Валерий Вьюгин Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/656 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 СОФЬЯ МИХАЙЛОВНА ЛОЙТЕР — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА: К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/658 <p>В обзоре представлены материалы научного семинара, посвященного 90-летнему юбилею профессора Софьи Михайловны Лойтер и изданию библиографического указателя ее научных трудов. С. М. Лойтер — профессор кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Института филологии Петрозаводского государственного университета. Это мероприятие стало своеобразным продолжением семинаров памяти профессоров И. П. Лупановой и Е. М. Неёлова. Основная цель семинаров заключалась в том, чтобы вернуть в поле зрения молодых исследователей проблематику изучения фольклорной и литературной сказок, детской литературы, научной фантастики и фэнтези, создать преемственность подходов и методологии, разработанной предшественниками. На семинаре, посвященном юбилею С. М. Лойтер, выступали исследователи как широко известные, так и начинающие: профессора, преподаватели, студенты и магистранты. Они представили темы и предметы исследования, которые в рамках науки о детской литературе и фольклоре могут быть проблематизированы по-новому. Охарактеризованные в обзоре доклады связаны с научным наследием С. М. Лойтер, в них акцентируется внимание на новаторском характере ее трудов, которые уже сегодня можно назвать классикой отечественной филологии XX–XXI вв.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детский фольклор и детская литература, фольклор Карелии, С. М. Лойтер</p> Анна Нилова, Надежда Ровенко Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/658 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 «ВАЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ МИНУВШЕЙ ЖИЗНИ НАШИХ ПРЕДКОВ»: СКАЗКИ В ПРОГРАММЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ 1868 ГОДА https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/646 <p>Статья посвящена изучению сказок в рамках курса истории русской литературы, введенного в 1868 г. в православных&nbsp; духовных семинариях. Исследуется связь программы с педагогическими дискуссиями 1860-х гг., а также историей&nbsp; становления этого предмета в светской школе. Автор показывает, что исторический подход к литературе впервые был опробован в духовной школе в конце 1860-х гг. Ориентация на национализацию школьного канона привела к изучению «народной литературы», составной частью которого были русские народные сказки. Сказки изучались семинаристами не как произведения для детей, имеющие воспитательную ценность, а как исторические источники, анализ которых позволяет выявить «идеалы» русского народа.<br>Программа не была обеспечена соответствующими учебными пособиями. Каждому учителю приходилось самостоятельно разрабатывать курс, опираясь на множество разрозненных текстов. Рекомендованный учебник был слишком сложен для понимания учащихся и не содержал конкретных примеров разбора сказок. Далеко не все преподаватели были готовы к анализу сказок с выделением в них мифического, бытового и христианского элементов, как того требовала программа. Кроме того, подобная постановка задачи превращала семинаристов из воспитанников среднего учебного заведения в исследователей и даже собирателей народной литературы. Поиск мифических элементов мог привести к тому, что к «суевериям» ученики духовной школы причисляли не только Бабу Ягу и Лешего, но и изгнание дьявола с помощью молитвы.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: история чтения, реформа духовно-учебных заведений 1867 г., духовная семинария, литературное образование, программа истории литературы, сказки</p> Юлия А. Сафронова Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/646 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 СКАЗЫ «ДЕТСКОГО ТОНА» П.П.БАЖОВА: К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ «ДЕТСКОГО» В ТВОРЧЕСКОМ МЕТОДЕ ПИСАТЕЛЯ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/647 <p>Исследование посвящено проблеме границ детской литературы в сказовом творчестве П. П. Бажова (1879–1950). Автор статьи опирается на научные трактовки бажовских «сказов детского тона», сопоставляет их друг с другом, обозначая разницу в составе текстов, обычно относимых литературоведами к полю детской литературы. С опорой на эго-документы, публицистику писателя (в частности, текст «Д. Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей» 1913 г.), воспоминания современников, а также прижизненные издания сказов в статье рассматриваются критерии, согласно которым тот или иной текст П. П. Бажова мог быть отнесен к детской литературе самим писателем. Для реконструкции читательского восприятия в исследование вводятся критические тексты современников, в которых сказы воспринимаются как «сказки», а также материалы историко-литературной полемики о сказке и специфическом историзме детской литературы. Далее в статье выявляются авторские стратегии, применяемые писателем для конструирования «детского»: введение в текст дидактичной вопросно-ответной формы с заранее известным и читателю, и герою ответом, намеренный или вынужденный отказ героев сказа от даров «тайной силы» во время искушения, а также включение в структуру сказа мотива «неподъемности» богатства (как физически, так духовно).</p> <p><em>Ключевые слова</em>: П. П. Бажов, детская литература, сказы, русская литература XX в., Д. Н. Мамин-Сибиряк, эго-документы, дидактизм</p> Евгения Потапова Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/647 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 АВТОР И ЕГО ГЕРОИ В ПОВЕСТИ САШИ ЧЕРНОГО «ЧУДЕСНОЕ ЛЕТО» (1929) https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/648 <p>В статье рассмотрена нарративная структура повести Саши Черного «Чудесное лето». Книга двухадресна, она обращена не только к ребенку, но и ко взрослому читателю. В повести изображается мироощущение ребенка, благодаря включению в повествование размышлений самого мальчика. Детское восприятие, чувства, эмоции, переживания становятся объектом изображения. Игра речевыми масками, смена точек зрения или субъектов фокализации создает особый стиль пи- сателя, который позволяет раскрыть детский взгляд на мир и авторское отношение к своим героям, проявляющееся в повествовательном слове основного нарратора. У Саши Черного представлен широкий спектр повествовательных приемов: совмещение изображения мировосприятия повествователя и его персонажей, несобственно-прямая речь маленького героя, раскрывающая его внутренние размышления, цитирование внутренней речи, взятой в кавычки внутри описательного слова повествователя, прямая речь в монологах и диалогах героев. Текст повести состоит из нескольких нарративных слоев, принадлежащих повествователю, мальчику и живым существам (даже неодушевленным, например, звездам во сне мальчика). В результате в реалистическое произведение проникают элементы сказочной прозы: животные и неживые объекты одушевлены, наделены сознанием и голосом.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: Саша Черный, детская литература, литература русской эмиграции, повесть, сюжет, нарратив, нарратор</p> Марина Жиркова Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/648 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 МЮЗИКЛ Б. ОКУДЖАВЫ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»: ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/649 <p>В статье рассматривается цикл песен Булата Окуджавы «Золотой ключик. Мюзикл», задуманный и отчасти осуществленный в процессе работы над фильмом Леонида Нечаева «Приключения Буратино» (1975) и опубликованный в 1993 г. На основании мемуарных высказываний Окуджавы и Нечаева реконструируется творческая история цикла, обстоятельства создания и бытования песен, составивших мюзикл. «Золотой ключик» Окуджавы анализируется как сложно организованный текст, обладающий, как и сказочная повесть А. Н. Толстого, отчетливой двухадресной установкой: предназначенный для детей на сюжетно-персонажном уровне, он вместе с тем содержит ряд маркеров, позволяющих воспринимать его как рефлексию поэта над историческим процессом оттепели и двумя смежными с ней историческими эпохами. Особой темой рефлексии Окуджавы становятся взаимоотношения общества и власти в различные периоды советской истории. Обилие автореминисценций как серьезного, так и пародийного характера, в свою очередь позволяет рассмотреть цикл в общем контексте творчества Окуджавы в связи с мировоззренческими и стилистическими свойствами его поэтического мира — «сказочными, средневековыми и игрушечными персонажами» (А. К. Жолковский), восходящими к поэзии А. Блока и А. Вертинского, «амбивалентностью», балансировкой между надеждой на чудо и пониманием его невозможности.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: Б. Ш. Окуджава, А. Н. Толстой, Л. А. Нечаев, «Золотой ключик. Мюзикл», «Приключения Буратино», двухадресная установка, автореминисценции, пародийность, оттепель</p> Мария Гельфонд Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/649 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 «ЧИТАТЬ МОИ СТИХИ БЕСПОЛЕЗНО... ИХ НУЖНО ПИСАТЬ»: ОБ АДРЕСАТЕ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ГЕРМАНА ЛУКОМНИКОВА https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/650 <p>В статье исследуется комбинаторная поэзия Германа Лукомникова — представителя современного литературного авангарда. Его поэтический сборник «Хорошо, что я такой, а не какой-нибудь другой...» (издательство «Самокат», 2019) может быть назван книгой с двойной адресацией. Парадоксальные стихотворения-миниатюры (как правило, двустишия), простые на первый взгляд, которые автор позиционирует как поэзию примитивизма, обращаются к сложным экзистенциальным проблемам: краткость и трудность жизни; диалектика таланта и творческой несостоятельности; шаблоны мышления. Ставится под сомнение возможность понимания подобных проблем читателем-ребенком. Однако сам поэт выступает против деления адресатов своей книги по возрастному принципу. Он считает, что его игровая поэтика универсальна в привлечении людей разного возраста. Автор статьи ставит вопрос: что для Лукомникова становится объединяющим основанием для рецепции? Поэт делает проницаемой границу между пишущим и воспринимающим сознанием: избегает сюжета и нарративности, часто прибегает к Я-высказыванию или прямой речи, которая может быть присвоена читателем. Он стремится превратить читателя стихотворений в писателя, в со-творца. Именно язык, как творческая среда, в которой мы находимся с детства и которую мы чувствуем бессознательно, позволяет, по Лукомникову, понять любой игровой текст. Таким образом, поэт предлагает читателю движение от формы произведения к его содержательному переосмыслению (читай: пересозданию), снимая оппозицию в адресации между взрослым и ребенком.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: Герман Лукомников, двойная адресация, детская поэзия, читатель, комбинаторная поэзия, авангард, миниатюра</p> Анастасия Губайдуллина Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/650 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 ПЕДАГОГ КАК АДРЕСАТ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/651 <p>Современная детская литература рассматривается в статье как обращенное педагогу высказывание, представляющее ему опосредованный взгляд на взросление и обретение самостоятельности детьми и подростками. Произведения детской литературы представлены в рецепции читающих и использующих их в работе педагогов, а также как художественные исследования процесса педагогического процесса и личностного развития. Педагогическая рецепция анализируемых книг представлена на основе анализа материалов интервью с учителями, педагогами дополнительного образования, в ходе которых они рассказывали о собственных читательских впечатлениях и о том, как воспринимают книгу подростки, с которыми им довелось ее обсуждать. В качестве педагогического высказывания, облеченного в художественную форму, рассматривается описание процесса взросления и обретения героем самостоятельности, которое связано с понятием «идеальный образ» или «образ себя в будущем»: это может быть образ «правильного» поведения, удачного выхода из ситуации, способа самовыражения, так как наиболее популярные у педагогов произведения легко объединяются по наличию именно этого структурного компонента. Значимой чертой предлагаемого современными авторами «идеального образа» героя выделяется обретение способа принять собственное несовершенство и дисгармонию мира за счет нахождения способа самовыражения (например, творчества). Отмечается, что произведения, построенные на исследовательском подходе и не предлагающие идеального образа будущего, оказываются не востребованными у педагогов, несмотря на то, что автор обращается к педагогической тематике.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: современная детская литература, персонажи, сюжет, двойная адресация, педагогический дискурс</p> Екатерина Асонова, Дарья Маймистова, Елена Котова Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/651 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАБЫТОЙ КНИЖКИ С. Я. МАРШАКА https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/652 <p>В статье сопоставлены шесть вариантов стихотворения С. Я. Маршака «Отряд»: публикация в журнале «Еж» (1928), отдельные издания 1928, 1930 и 1933 гг., итоговый текст, напечатанный в сборнике 1935 г., и переработка М. А. Эффенди 1938 г. Это стихотворение — первое обращение Маршака к теме пионерского движения. Книга была широко известна, высоко оценена критикой, но с 1938 г. до смерти поэта не переиздавалась и в настоящее время забыта. Анализ поэтики, топики и творческой истории текста помогает понять причины такой странной судьбы. Редактируя текст при каждом переиздании, Маршак учитывал изменения реалий, общественных настроений, стилистические и идеологические тенденции эпохи, замечания критики. Стремление поэта согласовать свои творческие установки с внешними требованиями привело к компенсаторному методу редактирования: варьировались композиция и стиль, игровые художественные приемы, добавлялись новые темы, но сохранялся подтекст — философская, этическая про- блематика, важная для Маршака. Педагогическая позиция Маршака только отчасти совпадала с задачами пионерского движения, поэтому текст не отражал политической специфики детской организации и перестал публиковаться после появления стихотворений о пионерах, написанных другими авторами в духе официальной идеологии. Однако универсальность и архетипичность содержания, поэтическое мастерство книги «Отряд» позволили ей сохранить актуальность и заслужили внимание современного читателя.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: С. Я. Маршак, детская литература, творческая история, текстология, русская поэзия ХХ в., образы пионеров</p> Николай Гуськов Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/652 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 ПОЭТИКА ЗАЧИНОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АРКАДИЯ ГАЙДАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/653 <p>В статье анализируется поэтика зачинов в 15 произведениях Аркадия Гайдара для детей от повести «Р. В. С.» (1926) до сказки «Горячий камень» (1941) в аспекте эволюции идиостиля писателя. Под «зачином» понимается первый абзац произведения, что заставляет попутно затронуть проблему текстологического изучения наследия Гайдара, поскольку в разных изданиях имеются разночтения, иногда весьма существенные, именно в начальных абзацах — в том числе и связанные с теми вопросами структурной организации и мотивного наполнения, которые находятся в центре внимания в данной статье. Автор выявляет, что в зачинах ранних произведений писателя 1920 — начала 1930-х гг. доминируют мотивы места действия без прямого представления персонажей, хотя герои-дети могут вводиться через прием несобственно-прямой речи. В текстах первой половины 1930-х гг. появляются номинации героев от лица рассказчика, в основном групповые, и вырабатывается зачинная риторическая формула, сопрягающая имена трех героев с их возрастом. С 1934 г. в зачинах фигурируют, а с конца 1930-х гг. доминируют взрослые персонажи, при том, что главными героями остаются дети. Примерно в тот же период постоянными для зачинов Гайдара становятся мотивы тревоги и социального труда. Это адекватно отражает общее направление идейно-тематической эволюции писателя: от изображения жизни прежде всего детей к изображению отношений детей и взрослых, становящихся полноправными протагонистами произведений.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: Аркадий Гайдар, зачин, экспозиция, идиостиль, мотив, мотивная структура, рассказчик, несобственно-прямая речь</p> Максим Чернышов Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/653 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 «ЭТО ВСЕ МОЕ, РОДНОЕ»: КРАЙ И ЕГО ИСТОРИЯ В ШКОЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПОСОБИЯХ 1960–1980-Х ГОДОВ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/654 <p>Краеведение как практика производства локального знания изучено достаточно неравномерно. Стремясь компенсировать дефицит исследований школьного краеведения, авторы статьи обращаются к компаративному анализу корпуса краеведческих пособий для средних школ, выпущенных в 1960-е — 1980-е гг. Отправной точкой для анализа выступает история краеведения в послевоенный период в контексте трансформации школьного образования. Сочетая качественные и количественные методы исследования, авторы дают эскизную характеристику процессам формирования корпуса краеведческих учебных пособий, показывают, как строится рассказ о крае и его истории. Опираясь на сформированный советской школьной картографией образ великой страны, краеведческие учебники этого периода разрабатывают дискурс малой родины, делая акцент на формировании эмоциональной принадлежности к краю. В отличие от дореволюционных и раннесоветских аналогов, в этих пособиях доминирует исторический нарратив о регионе. Этот нарратив в малой степени задействует дискурс наследия и делает акцент не на древности, а на героической современности. Еще одной специфической чертой этих пособий можно считать их слабую вписанность в систему краеведческих институтов и практик, а также скудость указаний на возможности активного освоения местного материала и взаимодействия с окружающей средой.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: исследование учебников, краеведение, средняя школа, позднесоветский период, образ края, исторический нарратив, современность, наследие</p> Борис Степанов, Святослав Костенко Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/654 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300 ОТ РЕДАКЦИИ https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/644 <p>27 выпуск «Детских чтений» посвящен проблеме <strong>адресации детской литературы</strong>. В фокусе внимания то, как меняются представления о читателе-ребенке и какие приемы используют поэты и писатели для конструирования детского в зависимости от концепции детства или писательской миссии. На материале детской литературы XIX-XXI веков изучены такие аспекты, как проблематичность читательского адреса фольклорной сказки, трансформация жанровой природы произведения в контексте смены адресата, скрытые от детей взрослые аллюзии и смыслы в произведениях, изначально адресованных детям.</p> Инна Сергиенко Copyright (c) 2025 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/644 Wed, 25 Jun 2025 00:00:00 +0300